Запойное чтиво

Француский самагонщик :: На 21 декабря

2019-12-21 10:21:32

Память, конечно, не та, что в былые годы, но, во-первых, все-таки не жалуюсь, а во-вторых, вообще никогда не мог точно, вот так вот слету, сказать, когда чей день рождения – то ли 19 декабря Сталина, а 21-го Брежнева, то ли наоборот. Когда чей из них день смерти – это почему-то назубок, а с рождением туго. Ну да спасибо, есть память внешняя… Она и поправляет: 19-го – Дорогой Леонид Ильич, а Отец Народов – 21-го.
Кстати, Леонид Ильич был, безусловно, душка. Жизнелюб и вообще добрый дядька. На старости лет, правда, сильно сдал, анекдоты о нем стали рассказывать (сосиски сраные и т.д.), но лично мне даже было его жалко, хотя к политике партии и правительства относился я, скажем так, без сочувствия.
А вот Сталин душкой не был. Но – отчасти к тому и пишу сей маленький текст – не был он, по моему глубокому убеждению, и патологическим злодеем, кровопийцей, дьяволом… А был он прагматиком, в максимальном, может быть, проявлении. Поставил себе целью восстановить великую империю, не без его участия разваленную, – и, в целом, восстановил, с «расходами» не считаясь. Ну да, жертвы, много-много жертв… К ним он относился, наверное, равнодушно – но не более того. Никаких, простите, оргазмов типа «еще миллиончик уложил!», нет-нет. А просто: ну так надо, ничего не поделаешь. Показательно в этом смысле его высказывание на схожую тему: «Может быть, так и нужно, чтобы старые товарищи сходили в могилу» (за дословность цитаты не ручаюсь, но смысл именно такой и интонация тоже такая – не без грусти, но, типа, что поделаешь).
Между прочим, сам Сталин прожил не такую уж долгую жизнь. Полных 73 – по меркам ХХ века мало, тем более при кремлевской медицине. Да, кстати, и Брежнев пережил его (виртуально) всего-то на пару лет. Об этом стоит когда-нибудь поразмыслить, но не сейчас. Сейчас о другом.
Сегодня 21 декабря. День рождения Сталина, причем не то чтобы юбилей, но как-никак с ноликом на конце – 140-й. Праздновать, естественно, не собираюсь, просто заметил. И одновременно – самый короткий световой день в году, в Москве – ровно 7 часов. Не символическое ли совпадение, что один из, как ни крути, величайших политиков в истории человечества, родился именно в день зимнего солнцестояния? Появился, так сказать, на свет. Или на тьму?
Да нынче уже и не важно, на свет или на тьму. Важнее то, что света начинает прибавляться. Когда-нибудь потом ночь опять перейдет в наступление, но пока – день начинает побеждать. В этих вечных качелях – залог того, что впереди у нас (и у не нас, простите за корявую конструкцию) еще много всего. И всякого.